Один из самых популярных сегодня видов рисования — зентангл. Это большое направление со своими правилами и особенностями (вкратце я уже сравнивала его с другими техниками). В отличие от других направлений в зентангле есть конкретные авторы методики и сертифицированные тренеры. Один из таких тренеров (их еще называют CZT) — Рита Николаева, проживающая в Бельгии. История Риты — о том, как человек, уверенный в отсутствии художественных талантов, не только начал рисовать, но и может обучать этому других. И рисование для Риты — не просто выведение линий на бумаге, но и нечто гораздо более значимое. Приглашаю познакомиться с Ритой! Возможно, именно она вдохновит и убедит вас попробовать ;)
Предисловие: «Я всегда была уверена, что я — не художник»
Пикассо говорил, что каждый ребёнок — художник. Проблема в том, чтобы остаться художником, вырастая. Я, наверное, выросла очень быстро, потому что, сколько себя помню, твёрдо была уверена, что рисовать не умею. Во всяком случае, не умею рисовать так, чтобы нравилось самой. Даже раскрашивать. Вот чертить — это сколько угодно. В крайнем случае — срисовывать. А рисунки «от себя»… Во-первых, у меня плохо с визуальным воображением. Представить себе законченную картинку, да ещё в цвете — увольте. Во-вторых, перенести увиденное на плоскость, все эти объемы и тени — брр. Разве что какую-нибудь детальку в трехмерной проекции, по строгим канонам. Ну и техника тоже: в школе, конечно, учили рисовать, но мне, наверно, не годилась методика. «Смотри и рисуй, что / как видишь» — а я не вижу, и не понимаю, как.
В общем, с «классическим» рисованием у меня всегда было, как с музыкой: способностей хватало ровно на то, чтобы понять: мои потуги тщетны. Оценить могу, а сделать как хотелось бы — нет. А раз не получается, как хотелось бы — нет и удовольствия. Какое уж удовольствие, если в результате пшик? Даже когда меня хвалили, я-то видела, что все это дилетантство, чтобы не сказать хуже. Я не художник, я ремесленник по природе. От дамского рукоделия до столярных-слесарных работ. Как у Филатова — нам бы схемку, аль чертёж. Пилить-строгать-клеить-паять. Крючком вязать обожаю, особенно в дальней дороге, в поезде или автобусе. Готовить и печь. В общем, рамки инструкций и элементы прикладного творчества.
А профессия оказалась связана с языками: по образованию я письменный переводчик, с упором на технические и экономические тексты, работаю уже больше десятка лет устным переводчиком-синхронистом в Еврокомиссии в Брюсселе. Ремесленная работа, но и творческая тоже. Рамки — верность оригиналу и необходимая терминология плюс индивидуальный способ выражения мыслей. Мысли чужие — форма моя.
Как все начиналось: «марафон», перевернувший жизнь
Лет семь в Брюсселе я была довольна жизнью, где все «слова, слова, слова», а потом стала искать какую-то отдушину. Перепробовала спорт, танцы, вышивку, почему-то вернулась к рисованию — акварель, акрил, теория цвета, графика, коллажи… Благо есть интернет. С удовольствием прошла пару курсов у Марины Трушниковой и Ирины Лакото. Возраст, наверное, сказывался: перестала ждать от себя результата и старалась наслаждаться процессом. И вот на одном марафоне у Ирины столкнулась с зентанглом, или вернее, с узорами зентангл. Все остальные курсы прошли и забылись, а тут меня зацепило всерьёз. Исторический момент, 2012-й год.
Я вообще легко увлекаюсь новым, многое начинаю с азартом и удовольствием, а потом откладываю в сторону. Узоры зентангл после месячного марафона у Ирины тоже на несколько недель убрала в ящик, а потом со мной случилось что-то вроде прозрения. Я тогда как раз учила французский и проводила отпуск на курсах языка в Ля Рошели. Дамба Ришелье, остров Рэ и так далее. И вот на острове Рэ, где-то на соляных полях под Сан-Мартеном, я вдруг поняла, что вот оно — здесь я хочу жить, в таком вот беленьком домике с мальвами и кустами помидоров в палисаднике, гулять у моря и преподавать зентангл. При том, что жить на Рэ по карману разве что миллионерам, а зентангл сначала самой бы неплохо освоить.
План: путь к статусу сертифицированного тренера
Но это уже был план, и даже осуществимый. Во-первых, регулярно рисовать самой. С тех пор и рисую, скоро четыре года, практически каждый день. Во-вторых, пойти на курсы. В Бельгии тогда была всего одна сертифицированная преподавательница, CZT (теперь нас четыре), и курсы она вела на фламандском, который я только-только начала учить. Записалась на первый же семинар после отпуска, а потом на ещё один, и ещё. Поверьте личному опыту — настоящий курс зентангл у CZT того стоит! При том, что на момент первого занятия я уже прочитала все, что нашла в Интернете, на официальном сайте и на сайтах сертифицированных преподавателей, проработала несколько книг, которые тогда были доступны, и несколько месяцев регулярно рисовала; при том, что эта преподавательница, как по мне, чересчур ударяется в эзотерику, и вообще её манера преподавания мне не слишком нравится — эти три часа основательно подправили моё сложившееся представление о зентангл и направили меня в нужное русло. Уже хотя бы тем, что я укрепилась в убеждении — мне нужна полная сертификация у авторов методики!
Вот это и было в-третьих — я записалась на июньский сертификационный семинар 2013-го года. В США, в Провиденс. С дальним прицелом на то, чтобы когда-нибудь, в далеком будущем, преподавать самой, но главным образом — чтобы лично познакомиться с Марией Томас и Риком Робертсом. И это было одним из лучших решений, которые я приняла в своей жизни.
CZT: кто такие сертифицированные тренеры зентангла?
Семинар CZT… Кто меня знает, подтвердит: я — существо приземлённое, прагматичное, даже циничное. Но вспоминая семинар в Провиденс, срываюсь в панегирик (и знаю, что почти все участники чувствуют то же самое). Невероятный подъем, поразительная энергия, положительные эмоции через край. Сравнить это могу разве что с Латвийским праздником песни, когда на заключительном концерте 15 тысяч участников с горящими глазами поют так, что мороз по коже продирает… никакой мистики, просто вскипающая энергия творчества в кругу единомышленников. Кто это пережил, знает — это меняет человека.
Это личное. А что даёт сертификация практически?
Право преподавать на коммерческих основах методику зентангл плюс необходимый инструментарий. То есть если вы хотите с друзьями за кофе поделиться — пожалуйста, а вот вести курсы зентангл за деньги, не будучи CZT… Ну хорошо, нет закона, который бы это запрещал, но это по крайней мере неэтично. Уже тем, что вводите в заблуждение своих курсантов. Зентангл — зарегистрированное понятие, на методику заявлен патент, учить методике может только тот, кто сам прошёл обучение и получил добро от авторов методики, а подтверждением этого и является сертификация.
Подчеркну: CZT учат не только и не столько тому, как рисовать узоры; для этого курсы не нужны, строго говоря, открыл Zentangle.com или TanglePatterns.com — и рисуй себе. Настоящие CZT учат методике использования ритуала зентангл, а её самому в интернете «начитать» сложно, даже отлично владея английским. И даже если вы от корки до корки проработаете книги Марии и Рика (The Book of Zentangle и Zentangle Primer), это вам не заменит сертификации. Преподаватели-CZT имеют доступ к огромной базе дополнительных ресурсов. Как в университете: есть учебники для студентов, а есть закрытые методички для преподавателей.
Так что если вы наткнулись на объявление о курсах зентангл — проверьте, не ленитесь, кто их ведёт и чему учат. Поверьте, в большинстве случаев эти курсы с настоящим зентанглом и близко не стояли. Я не говорю огульно, что все они плохи. Рисовать вообще хорошо. Дудлинг, мандалы, колам, интуитивное рисование и как там ещё, даже модное сейчас раскрашивание готовых картинок — всякая техника хороша по-своему. Просто это — не зентангл.
Кстати, список сертифицированных преподавателей зентангл с разбивкой по странам проживания есть на сайте зентангла. Не все из нас активно преподают. Далеко не все преподают онлайн, я тоже этим пока не занималась. Вообще зентангл лучше преподавать вживую, но времена меняются, и я планирую первый курс на русском запустить наконец к концу июля. Информация и регистрация скоро будут доступны в (русскоязычном) блоге и на Фейсбуке.
Ещё, кстати: с зентанглом, как с йогой — очень важен контакт с преподавателем. Конечно, учиться можно у любого, но легче и приятнее учиться у человека, который тебе подходит. Не по хорошу мил. Я, как правило, уже по стилю блога и публикуемых рисунков чувствую, будет ли контакт (да, все серьезные CZT продолжают учиться — как правило, у коллег, а если получается, то и у Рика и Марии). Мой стиль можете оценить на Flickr и на YouTube: канал Rita Nikolajeva, CZT.
Ну и заключение
Зентангл — не просто приятное времяпровождение, не только более-менее затейливые узоры, не только техника рисования. Все это присутствует, но зентангл — это гораздо больше. Рискуя сорваться в нелюбимую эзотерику, зентангл — это практика, меняющая отношение к жизни. Не зря его сравнивают с медитацией и йогой. Практикуя зентангл всерьёз, мы учимся ценить то, что есть здесь и сейчас, жить в настоящем моменте, отключаться от несущественного.
А ещё зентангл — это огромный ящик с инструментами. Каждый волен из него взять для себя то, что ему на данный момент нужно и важно. Одни и те же узоры и материалы можно использовать как для медитации, так и для бездумных почеркушек за телефонным разговором. Я рисую в перерывах на работе, в очереди к врачу, в парикмахерской, ожидая, пока подействует краска, ночью при бессоннице, в самолёте, в кафе, летом в парке — где угодно и когда угодно. Иногда с полной концентрацией, иногда «вполуха», иногда просто, чтобы занять руки. Все это — зентангл. На «правильной» бумаге, в походном блокноте, на холсте, на дереве, на стекле. Да, я все время возвращаюсь к классическому зентанглу, к основным узорам, черным по белому, на квадратиках 89мм — чтобы не выбирать, не раздумывать, чтобы заданные рамки позволили сосредоточиться на главном: на линии, которую веду в этот момент.
Предыдущие записи рубрики:
- Стать художником и изменить жизнь к лучшему? Я знаю как
- Рисуем вместе: выбираем бумагу
- Рисуем вместе: на чем можно рисовать кроме бумаги?
- Рисуем вместе: выбираем ручки и лайнеры
- Рисуем вместе: выбираем белые ручки
- Рисуем вместе: краска
- Рисуем вместе: где (и как) учиться